Цена Cash Seller & Settlement в долларах США за тонну на
Цена за тонну в долларах США за 2 квартал 2025
Кремний технический | 1 845.00 |
Марганец технический | 1 650.00 |
Литейный алюминиевый лом - Европа с доставкой | 1 335.00 |
Материалы совещания
Как уже отмечалось ранее (см. архив новостей за 10.02.2006 г.), 03 февраля
2006 года в городе Москве по инициативе Федеральной налоговой службы Российской
Федерации состоялось совместное совещание с руководителями предприятий вторичной
цветной металлургии России, посвященное рассмотрению актуальных проблем
налогового администрирования отрасли в связи с изменениями, внесенными в
Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2005г. №
119-ФЗ.
Ниже мы приводим выдержки из стенограммы выступления на данном совещании
заместителя начальника Управления налогового контроля ФНС России г-жи Осауленко
О.В.
- Окончательная редакция Закона озадачила нас не меньше, чем вас. Выбор - это всегда хорошо, но когда он предоставляется Законом, то возникает вероятность двоякой трактовки того или иного пункта статьи, и в результате правоприменительная практика формируется достаточно хаотично. Мне хотелось бы донести до вас позицию Федеральной налоговой службы. Никакого налогового «террора» не планируется, никакого «отстрела» плательщиков, которые от льготы по уплате НДС отказываются - не будет, но наша позиция вызвана чем? Все регионы уведомлены о том, что необходимо уделить особое внимание мотивации отказа налогоплательщика от льготы по НДС. Мы предполагаем, что территориальные налоговые органы и представители регионов знакомы уже с особенностями деятельности своих плательщиков, и у налогоплательщиков тоже сложилась определенная репутация. И в этом смысле никто никому выкручивать руки не собирается.
Если экономическая деятельность налогоплательщика построена таким образом, что исключить данные операции из облагаемого налогом оборота организации не выгодно, трудоемко и есть какие-то объективные хозяйственные связи, длительные, стабильные, вполне понятные, всю эту аргументацию мы готовы выслушать и принять к сведению, но внимание этому вопросу, безусловно, уделяться будет, и налоговые органы воспользуются своим правом требовать пояснения причин уклонения от льготы по НДС. Соответственно, я бы рекомендовала, не дожидаясь этих требований, вопросов и прочего, приходить в налоговую инспекцию с заявлением об отказе, подготовив экономический анализ вашей ситуации, обоснование, т.е. сократить момент общения с налоговой службой, постараться объяснить причины отказа от льготы в инициативном порядке. И тогда работа в новых условиях сложится мягче.
Безусловно, чем больше плательщиков льготой воспользуются, тем больше будут удовлетворены и правоприменительная практика, и налоговые органы.
За 2004 г. были проведены 548 проверок предприятий подотрасли. Мы выявили много нарушений. Общая сумма недочислений в бюджет приблизилась к 2 млрд. руб. В 2005 г. только за 9 месяцев - 602 поверки, все они выявили нарушения, общая сумма недочислений - 3 млрд. руб. Это ошибочная позиция, что налоговые органы только третируют несчастных налогоплательщиков. Если они будут пользоваться льготой, мы сможем более эффективно работать с теми категориями налогоплательщиков, которые обслуживаются в теневой экономике.
Поскольку пока не удается отделить плохих от хороших в этом секторе экономики, и поскольку на практике они довольно-таки тесно переплетаются на определенном этапе взаимодействия, безусловно, будет важно для налоговых органов оценить степень участия налогоплательщика в том или ином неправомерном действии. Один налогоплательщик нарушения не совершает; как правило, это цепочка взаимоотношений, и одно из ее звеньев и порождает проблему и для бюджета, и для налоговых органов. Именно это звено, на котором теряются налоговые платежи имеет криминальный оттенок и соответственно сосредотачивает максимальные риски уже на предприятиях-экспортерах. И на стадии формирования общей суммы вычета, безусловно, все эти моменты будут анализироваться.
Мы допускаем, что продавец металла может воспользоваться услугами фиктивной организации, это то, что принято в обиходе называть фирмой-«однодневкой», и ввести в заблуждение покупателя сырья.
В этой связи, имеются рекомендации, их получит каждый налогоплательщик, который откажется от льготы. Налоговые органы будут вас убедительно просить проявлять осмотрительность при выборе партнера, особенно при смене поставщика или появлении нового. И если вы не воспользуетесь нашими рекомендациями и обратитесь к нам с соответствующей просьбой, то мы будем вправе задавать вам вопросы: «Как вы нашли этого поставщика? С кем вы общались?» Мы вряд ли найдем понимание, если экспортеры металла будут уверять нас, что замечательный партнер у них появился через Интернет, что они никогда его не видели, им привозили уже подписанные документы, и телефонов они не помнят, и никто никого не знает. Конечно, такая ситуация не доказывает вину и злой умысел. Но согласитесь, для серьезных бизнесменов выбирать подобным образом партнеров по бизнесу, тем более при пристальном контроле правоприменительной практики, который складывается в подотрасли, достаточно рискованно. Но в случае, если экономический анализ работы предприятия приведет налогового инспектора к выводу, что весь смысл деятельности фирм связан именно с возмещением налога на добавленную стоимость, если в цепочке поставщиков, именно этого предприятия, в силу какой-то необъяснимой случайности всегда возникает проблема налогоплательщика, который в бюджет налог на добавленную стоимость не доносит, то будем работать соответственным образом.
Не исключено, что пользование льготой по НДС не так драматично, как кажется на первый взгляд. Но те риски, которые приходится брать на себя предприятию, отказавшемуся от льготы, в случае, если поставщик продукции будет добросовестным, эти риски все равно есть. Здесь и время, которое будет потрачено на общение с налоговыми и правоохранительными структурами, и предполагаемая потеря от одной инстанции, в случае, если суд согласится, что налог не поступил в бюджет, в том числе, и по вине конкретного налогоплательщика. И меньше всего хотелось бы поспешности в действиях как налоговых органов, так и налогоплательщиков. К нам информация поступает, в основном, от сборщиков лома о том, что их крупнейшие покупатели не рекомендуют переходить на льготу. Это абсолютно понятно с экономической точки зрения. В результате на сегодняшний день практически каждая ломоперерабатывающая компания создала дочерние независимые фирмы, т.е. у одного хозяина две компании, одна из которых по льготе работает, а другая - нет.
Итоги подводить рано, но тем не менее сам факт давления крупного бизнеса на мелкооптовых и мелких поставщиков лома не совсем корректен, и в случае, если налоговые органы будут задавать мелким предпринимателям такого рода вопросы, пунктом первым они будут отмечать, что это условия покупателя. Я хотела бы призвать проявлять наибольшую тактичность в работе с поставщиками и найти возможность сотрудничать с мелким бизнесом, не провоцируя его на создание неких прокладок, когда добросовестная организация, работающая по льготам, будет вынуждена приглашать посредника, создавать эту прокладку, чтобы рисовать дебетовый НДС своему добросовестному покупателю. На этапе выяснения, кто из них более добросовестный, как правило, хозяйственные отношения разрушаются навсегда, даже сложившиеся абсолютно верно и положительно зарекомендовавшие себя.
Еще одним моментом, который позволит оценивать, как складывается правоприменительная практика, будет и прямое статистическое наблюдение. На сегодняшний день сбор данных о сумме поступивших налогов, о количестве налогоплательщиков, вновь зарегистрированных плательщиков, о числе компаний, воспользовавшихся льготой, об их доле в общем количестве налогоплательщиков в ломоперерабатывающей подотрасли будет учитываться достаточно кропотливо.
Руководство нашей службы курирует данный вопрос и является инициатором этой встречи, поскольку нам тоже хотелось бы меньше ошибаться, мы иногда испытываем затруднения не меньшие, чем налогоплательщики. Нам желательно, чтобы отношения с налогоплательщиками строились с пониманием, без поспешности, поэтому любые рекомендации, любые замечания, информация о фактах «перегибов» на местах будут нам полезны, если они вовремя дойдут до центрального аппарата, то помогут направить правоприменительную практику в русло нормальной неконфликтной работы.
Итак, что ждет вас и ваших коллег, и каковы рекомендации? Все представители нашей службы при отказе предприятия от льготы по НДС будут анализировать экономическую целесообразность такого отказа. Мне не хотелось бы комментировать ситуацию, когда обсуждается образование проверяющего, его навыки, даже если он очень субъективен в оценке экономической эффективности. Это не причина упрекать налоговую службу в том, что она пытается найти махинации налогоплательщика, потому что злоупотреблений действительно огромное количество. Если у предприятия, отказавшегося от льготы, будут меняться названия проблемных организаций в цепочке поставщиков, и ситуация будет носить некую регулярность, если поставщики обещают своевременный возврат налога на добавленную стоимость, то, скорее всего, это будут длительные разбирательства, возможно суды, и мы очень надеемся, что суд все-таки обнаружит некую последовательность принятия решений.
Ломоперерабатывающие предприятия, работающие в Москве, видимо, уже это почувствовали, поскольку поставлена приоритетная задача сузить зону теневой экономики. Это касается организаций-«однодневок». Налоговой службой подготовлена концепция работающих в Москве организаций, и она уже начинает реализовываться. Мы надеемся, что количество подобных фирм уменьшится, каждую из них мы будем хорошо знать. Скорее всего, мы найдем форму доведения такой информации до налогоплательщиков, которым это интересно. Если у вас возникают какие-либо сомнения в том, что ваш контрагент действительно добросовестно работает на рынке, налоговые органы дадут вам свое заключение в отношении обстоятельства регистрации, его деятельности, отношений с бюджетом. Если вам это действительно нужно, налоговая служба пойдет вам на встречу и эту информацию предоставит.
Мы предполагаем, что в итоге это даст возможность заниматься нормальным бизнесом. По вопросам незаконного обналичивания средств, мы будем продолжать работать совместно с банком России, МВД и ФСБ. Что касается самых примитивных и распространенных составляющих теневого рынка, то налоговая служба уделяет им большое внимание, нам удается придумывать новые подходы к работе с такой категорией налогоплательщиков. Если вдруг начнутся неприятности, связанные с контрагентами, это не носит частный характер, мы делаем все возможное, чтобы это носило характер системный, и предполагаем, что так или иначе всем недобросовестным плательщикам работать будет все сложнее и сложнее.
Далее Ольга Витальевна Осауленко ответила на вопросы участников совещания.
Вопрос: Предприятие-экспортер добросовестно заплатило за товар, включая налог
на добавленную стоимость поставщику, он так же оплатил товар нескольким
поставщикам. А где-то следующая фирма не отчиталась по НДС. Как должен экспортер
отслеживать множество предприятий-поставщиков, чтобы быть добросовестным
налогоплательщиком и возмещать НДС?
Ответ: Речь не о том что каждый налогоплательщик обязан отслеживать всю цепочку
поставщиков. Если вся многочисленная цепочка, зарегистрирована на одних и тех же
людей, счета-фактуры распечатаны на одном принтере, все операции делаются через
один и тот же банк, вы понимаете, как можно проверить их добросовестность. Как
бы ни старались исполнители подобного рода схем, стереть все признаки
зависимости, они очевидны. Поэтому если ваша цепочка сформирована хаотично, и в
ней действительно попался налогоплательщик, который почему-то решил, что ему
налог платить не надо, в силу разных причин, вот эта структура, не имеющая
системности, вряд ли предполагает, что конечные потребители или конечный
собственник товара должен всю цепочку проследить и провести ряд оперативных
мероприятий. Безусловно, вы должны быть уверенны в своем прямом поставщике, если
работаете с ним много лет. С безответственным человеком вы вряд ли будете
сотрудничать долго, и вряд ли у вас сложатся какие-то доверительные и
продуктивные финансовые отношения. Такая цепочка безусловно гарантирует, что вы
не попадете в проблемную ситуацию, но если речь идет о том, чтобы спланированной
цепочке поставщиков придать видимость хаотичности, то здесь я вряд ли буду
давать какие-либо рекомендации. Такая специально построенная для того, чтобы
скрыть НДС под предлогом придуманной ситуации, структура от случайно
сформированной отличается очень быстро людьми даже без особой квалификации. Даже
если вы на счет-фактуру посмотрите повнимательней или выясните, что указанный
телефон принадлежит другой организации - это не сложно, но эффективно. Тем
более, что на сегодняшний день у каждого уважающего себя плательщика есть служба
безопасности, которая располагает разнообразными инструментами для выяснения
всех обстоятельств сделки.
Вопрос: Как Вы советуете проверить партнеров, если мы получили их
учредительные документы таким образом: пришли на работу, а там лежит конверт, в
нем документы. Это компания иногородняя, поэтому нельзя проверить ее
местонахождение.
Ответ: Ищите партнеров в своем городе, если вам так трудно проверить
местонахождение партнера в соседнем городе. Если вы договора по телефону
заключаете, экономите транспортные, командировочные, то растут ваши риски, если
вам привезли товар на машине, происхождение товара не известно, счета-фактуры
анонимные, это ваш бизнес ваши риски. Но налоговая служба пойдет в другой
регион, позвонит по телефону, пошлет письмо, она отправит в командировку
сотрудника, и найдет того, кому принадлежит эта машина. Если действительно есть
ощущение, что ваш партнер не хочет передать о себе достоверную информацию,
отправьте запрос в налоговую службу этого региона, скажите, что вы представитель
подотрасли, у вас предполагается заключение контракта, вы хотели бы быть
уверенными, что у предполагаемого партнера хорошая репутация. Безусловно, копию
баланса этой организации вам не пришлют, поскольку, т.к. налоговую тайну никто
нарушать не будет, но то, что плательщик реально зарегистрирован, отчитывается и
платит налоги в бюджет, такую справку вам налоговая служба обязательно даст.
Вопрос: Намерены ли вы отказывать в возмещении налога на добавленную
стоимость организациям-экспортерам продукции, произведенной из лома и отходов
цветных металлов, приобретенных у поставщиков, заявивших отказ от освобождения
от НДС, на основании пункта 5 статьи 149 с учетом постановления Президиума
Высшего Арбитражного суда?
Ответ: Проверка вычетов будет осуществляться в общем порядке, в обычные сроки,
поскольку это стадия камерального контроля. У нас на такой стадии 100%-го охвата
не требуется, и есть некие пожелания, например, какие плательщики обязательно
подвергаются камеральному контролю. Они будут подвергнуты проверке в полном
объеме, т.е. будут запрашиваться все документы. Мы этого требуем от своих
сотрудников, чтобы они были в курсе, как формируется цепочка поставщиков.
Проверка абсолютна такая же, какой и была. Никаких команд не возмещать НДС нет.
Если камеральная проверка выявит систематические появления в цепочке поставщиков
«мертвых» компаний, то при принятии решения будем ссылаться на решение
Арбитражного суда.
Вопрос: Когда можно отказаться от льготы? Возможно ли отказываться от льготы
не с 1 января, а с 1 марта сроком на год?
Ответ: От льготы можно отказываться в любое время, это не принципиально.
Сокращены уже сроки на проверку обоснованности до 2-х месяцев. Практически
решено снижать ставку по налогу на добавленную стоимость. Нужно требовать
объяснения у поставщика, который продает лом с НДС, почему он отказался от
льготы. Я бы обязательно его об этом спросила и получила бы документальное
подтверждение, что налоговый орган в курсе, что он остался плательщиком налога
на добавленную стоимость. Потому что документы свои он поменять уже оперативно
не сможет. Налоговый период закроется, будут разбирательства, проблемы и прочее.
Вопрос: 80% поставщиков являются так называемыми оптовыми поставщиками и
законодательно обязаны работать с НДС.
Ответ: Я не видела такого закона, который оптовиков обязал работать с НДС. В
законе написано: «операции по реализации данной определенной номенклатуры
товара». Читайте законы буквально. Думаете, криминал именно в оптовой торговле,
а в розничной его нет? Криминальным может быть все, что угодно. Поправки
касаются всех. Цель поправок - минимизировать злоупотребления именно в
ломоперерабатывающей подотрасли.
Вопрос: Как налогоплательщику получить официальную информацию ФНС, узнать
позицию налоговой службы?
Ответ: У нас нет инструмента информирования налогоплательщиков об официальной
позиции без первого шага с вашей стороны. У ФНС есть официальное издание, это
журнал «Налоговый курьер». И, если вы инициируете через «Налоговый курьер»
какую-то пресс-конференцию, то мы подготовим материал, практически все, о чем
здесь говорилось, будет обнародовано в официальном издании налоговой службы. Вот
вариант, чтобы у каждого в руках был некий официальный документ.
Вопрос: Что сейчас испытывают крупные предприятия? Они отказались от НДС, а
разница в цене сырья составляет 100-150 долл. за тонну. Это практически
банкротство.
Ответ: Здесь речь идет не о воровстве из бюджета. Здесь уже воровство у вашей
компании. В данном случае, позволяя манипулировать собой, вы будете оплачивать
чью-то недобросовестность. Поэтому мы пока наблюдаем, как формируется
правоприменительная практика. Я в очередной раз при встречах с законодателями
настаиваю на том, чтобы в Законе все формулировки были максимально четкие, чтобы
задача законопроекта была поставлена корректно и выполнялась полностью. Нам
удобно, чтобы работал один пункт. Конечно, нам проще, чтобы плательщиков НДС
стало меньше, этот налог самый сложный по администрированию.
Вопрос: Представители предприятий предложили, чтобы от участников нашего
собрания обратиться к депутатам Государственной Думы с просьбой запретить отказ
от льготы.
Ответ: Да, другого пути предложить, к сожалению, невозможно. Но это не
компетенция налоговой службы. Нам одинаково с вами не удобно работать вот с
таким Законодательством. И более того, начнутся банкротства предприятий отрасли
- будет виновата налоговая, начнутся злоупотребления, будет виновата -
налоговая. В этом смысле, даже при наличии камеральных проверок, прошу отнестись
к нам с пониманием. У нас тоже работа. Спасибо за теплый прием и за внимание.
Успехов вам в вашем нелегком труде.