Цена Cash Seller & Settlement в долларах США за тонну на
Цена за тонну в долларах США за 4 квартал 2024
Кремний технический | 1 845.00 |
Марганец технический | 1 650.00 |
Литейный алюминиевый лом - Европа с доставкой | 1 335.00 |
Законопроект Лугового принят в 1-м чтении
В процессе обсуждения законопроекта несколько депутатов задали вопросы автору и содокладчику, и в каждом прозвучало недоумение: почему законопроект относится только к медным полуфабрикатам? Ведь ни для кого не секрет, что хищения НДС процветают также при реализации полуфабрикатов из вторичного алюминия и свинца. Кроме того, существует успешный опыт применения налогового агентирования в отношении вторичного алюминия в чушках и слитках. На это депутат Луговой А.К. ответил, что в ближайшем будущем намеревается внести новый законопроект о распространении налогового агентирования по НДС на полуфабрикаты из вторичного алюминия и свинца. Будем надеяться, что это будущее наступит достаточно быстро. А пока публикуем для сведения выдержку из официальной стенограммы Пленарного заседания ГД РФ, в которой приводится весь ход обсуждения данного законопроекта.
Выдержка из стенограммы Пленарного заседания 16 октября 2024 г.
Председательствующий. 10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Лугового.
Луговой А. К., фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос реформирования налогового законодательства в сфере реализации полуфабрикатов из сплавов меди инициирован депутатами Государственной Думы, профессиональным бизнес-сообществом несколько лет назад, в связи с тем, что существующая система налогообложения порождает злоупотребления со стороны неблагонадёжных предпринимателей. На протяжении нескольких лет мы разрабатывали соответствующие изменения, согласовывали порядок реализации с Федеральной налоговой службой и Министерством финансов, с Минпромторгом. В результате на сегодняшний день нами внесён на рассмотрение в Думу текст, выверенный со всеми до мельчайших подробностей.
Законопроектом предлагается распространить механизм налогового агентирования на операции реализации продуктов переработки медного лома и отходов, ныне — полуфабрикатов. Перенос обязанности по исчислению и уплате НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов на покупателей — производителей кабельно-проводниковой продукции создаст условия для устранения экономической заинтересованности недобросовестных налогоплательщиков — продавцов медных полуфабрикатов в применении схем уклонения от уплаты НДС. На сегодняшний день, по нашим оценкам, объём хищений достигает в год 50 миллиардов рублей.
Для целей реализации предлагаемого в законопроекте механизма предусмотрено формирование двух перечней: перечня производителей кабельно-проводниковой продукции, для того чтобы исключить возложение обязанности налогового агента на покупателей медных полуфабрикатов — перепродавцов, и перечня производителей медных полуфабрикатов, для того чтобы исключить из налогового агентирования прямые покупки у производителей медных полуфабрикатов. Полномочия, касающиеся определения указанных перечней предлагается возложить на Минпромторг России совместно с ФНС России, а порядка их определения — на Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон позволит в значительной мере обелить отрасль переработки медного лома, повысить эффективность взимания НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов и добавить денег в государственный бюджет. Предлагаем принять.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой.
Пожалуйста.
Ануфриева О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Андрей Константинович от имени авторов очень подробно изложил суть законопроекта. От комитета могу добавить, что такой механизм налогового агентирования действительно часто применяется в тех сферах, где достаточно высока доля серого или чёрного рынка, в данном случае речь идёт о сырьевых отраслях, это касается в основном вторичного сырья. Такой механизм налогового агентирования по НДС у нас уже введён по сырым шкурам животных, по макулатуре, по металлолому, ну и по вторичному алюминию. Он достаточно успешно применяется и выполняет свою роль — наполнение бюджета и, соответственно, администрирование налога.
Со своей стороны, могу подтвердить слова автора, действительно, до внесения законопроект прорабатывался и с профильными министерствами, и с комитетом, и с отраслью. Однако всё равно, несмотря на то что Андрей Константинович сказал, что нет замечаний, у комитета есть некоторые замечания, которые могут быть учтены, они связаны с тем, что весной мы приняли некоторые поправки и их также требуется здесь учесть. Поэтому комитет, рассмотрев законопроект, рекомендует концепцию поддержать, учесть замечания ко второму чтению и уже реализовывать закон на практике.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
Мархаев, пожалуйста.
А, ещё есть?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Мархаев В. М. Андрей Константинович, очевидно, что все без исключения участники так называемого медного рынка не смогут приобрести статус налогового агента, под лозунгом "упорядочить деятельность в данной сфере" мы получим одного или несколько крупных операторов, с которыми, возможно, будет легче работать потребителям медных полуфабрикатов. Но какая атмосфера образуется у значительного большинства участников медного рынка, которые не приобретут статус налогового агента, кажется, не анализировалось совсем. Вопрос: назовите хотя бы одно преимущество для тех, кто не приобретёт статус налогового агента и попытается продолжить свою деятельность в данной сфере.
Председательствующий. Луговому включите микрофон.
Луговой А. К. Ну, преимущества очевидные, прежде всего госбюджет получит деньги, которые воруются, от 30 миллиардов до 50 миллиардов рублей.
Вы сейчас защищаете перепродавцов — технические компании, которые не имеют ни сырья, ни людей, ничего, которые в качестве давальческого сырья передают цветной лом заводам по производству катанки, затем получают обратно готовую катанку, не платят НДС и пропадают, а налоговая потом приходит на кабельные заводы. На сегодняшний день возбуждено несколько уголовных дел и ряду компаний, которые пользовались такими схемами, предъявлены претензии — более 20 миллиардов рублей. Вот вам мой ответ.
Председательствующий. Новиков Владимир Михайлович.
Новиков В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Андрей Константинович, мы знаем, что основными материалами для изготовления кабельной продукции являются алюминий и медь. Для понимания: данный законопроект — только в отношении медных полуфабрикатов, вот означает ли это, что в отношении алюминия у нас всё отстроено верно? И если это так, то почему мы по медной продукции слишком долго такое решение принимаем?
Председательствующий. Луговому включите микрофон.
Луговой А. К. Спасибо за вопрос, Владимир Михайлович, очень хороший вопрос. Мы, работая совместно с Минфином и с Федеральной налоговой службой, пришли к выводу, что нам надо заниматься различными цветными металлами step by step. Учитывая, что с медью чуть сложнее, чем с другими металлами, мы решили пройти этот долгий путь с медными полуфабрикатами. На сегодняшний день у нас уже состоялись рабочие встречи с представителями алюминиевой отрасли, свинцовой отрасли. Мы планируем после принятия законопроекта в третьем чтении — надеемся, что это будет в ближайшие месяц-полтора, — заняться своими предложениями и внесением законодательных инициатив и по алюминию, и по свинцу.
Ну а почему так долго — ну, потому что таковы особенности отрасли, потому что по всей стране рядом с заводами по производству катанки было образовано просто огромное количество компаний, которые ничем иным, кроме технического воровства НДС, не занимались.
Председательствующий. Включите микрофон на трибуне.
Ануфриева О. Н. Коллеги, в дополнение к тому, что сказал Андрей Константинович, хотелось бы ещё обратить внимание, что для каждой отрасли необходимо своё регулирование механизма действия налогового администрирования по НДС. К сожалению, приходится учитывать все особенности, финансовые потоки, которые там проходят, и это занимает достаточно большое время.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. У меня также вопрос к докладчику.
Уважаемый Андрей Константинович, как видно из вашего доклада и материалов к проекту федерального закона, предлагаемый правовой механизм позволит, с одной стороны, исключить для продавца товаров возможность уклониться от уплаты НДС, а с другой — исключить риски оспаривания налоговыми органами вычета входного НДС у покупателя. Насколько я понимаю, вы сторонник той позиции, что предлагаемый правовой механизм необходимо распространить не только на операции по реализации медных полуфабрикатов, но и на другие операции, по другим товарам, по аналогии. Правильно ли я понимаю вашу позицию на этот счёт? Это первый вопрос.
И второй вопрос: поскольку мы говорим про НДС с этой точки зрения, есть ли понимание, оценка ежегодных дополнительных поступлений в федеральный бюджет при реализации проектируемых новелл в ближайшие два-три года?
Председательствующий. Луговому включите микрофон.
Луговой А. К. Спасибо за вопросы, Анатолий Борисович. Ну, я в предыдущих вопросах в принципе ответил, ещё раз тогда уточню.
По поводу дополнительных поступлений: мы ожидаем оптимистично от 35 миллиардов до 50 миллиардов рублей поступлений в бюджет. Существенная сумма, не правда ли?
Что касается... мы только что вот говорили, что помимо медных полуфабрикатов мы сейчас приступаем к работе со свинцовой отраслью и с алюминиевой. Обязательно этим тоже займёмся, если там похожего рода проблема будет. Другое дело, как мы будем это регулировать, по такой же схеме или несколько иначе, — ну, время покажет. Присоединяйтесь к нашей рабочей группе, будем работать вместе.
Председательствующий. Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Андрей Константинович, у меня, наверное, не очень хороший будет вопрос. Советская промышленность произвела так много медной продукции, что на протяжении 30 лет по кусочкам разбирали заводы, цеха в поисках проводов и оборудования. Правильно ли я понимаю, что в связи с тем, что советские запасы подошли к концу, сборщики лома пытаются сэкономить на налогах? Вопрос: какую дополнительную налоговую нагрузку получат производители кабельно-проводниковой продукции, как это всё-таки отразится на расходах бюджета страны?
Луговой А. К. Спасибо большое за вопрос. Ну нет, с медью у нас в стране всё в порядке, собирают её достаточно. Это никак не связано с тем, что было в советские времена. Что касается дополнительной налоговой нагрузки — не будет никакой, скорее наоборот. Сейчас, ввиду того что многие технические компании уклоняются от уплаты налогов, Федеральной налоговой службе ничего другого не остаётся, как приходить и взыскивать как раз с кабельных заводов, по производству кабельно-проводниковой продукции, и у них возникают налоговые проблемы. Я вам должен сказать, что как раз отрасль кабельно-проводниковой продукции поддержала, это десятки заводов, они были в том числе инициаторами. У меня есть соответствующие письма в поддержку новелл, которые мы сегодня принимаем.
Председательствующий. Спасибо.
По ведению — Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, мы просим законопроект под пунктом 20 снять с повестки сегодняшнего заседания, перенести, потому что он должен рассматриваться с другим законопроектом, который, к сожалению, в повестку не попал.
Председательствующий. Коллеги, не будет возражений? Нет. 20-й переносим.
Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? Правительства? Нет.
А, Гартунгу включите микрофон.
Выступить, да? Пожалуйста.
Больше желающих нет.
От фракции — поставьте время.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, я поддержу Андрея Константиновича. Он тут пытался отвечать на вопросы — я постараюсь просто объяснить, как функционирует этот рынок.
На самом деле на рынке лома — чёрного, цветного, не только медного, но и, там, алюминиевого, — очень такая криминальная ситуация сложилась. Когда крупное предприятие берёт в переработку лом, оно должно проявлять осмотрительность, выбирая поставщика, то есть оно фактически должно проверять, платит тот налоги или нет, но таких полномочий у него нет, они есть только у налоговой инспекции, и каждый раз оно должно у налоговой запрашивать вот эту всю историю взаимоотношений его поставщика с налогами. Но дело в том, что, даже если оно проверит поставщика, вот тот платил-платил, а потом перестанет платить, всё равно отвечать придётся... Ну, такова у нас правоприменительная практика: у того, кто купил лом, просто не будут принимать НДС к возмещению, налоговики ещё и возбуждать дело будут. Вот это продолжалось много лет, пока мы не приняли решение, что просто без НДС покупаешь лом, к вычету НДС не берёшь, соответственно, у налоговой к тебе нет вопросов. Но у нас же голь на выдумки хитра, у нас же теперь стали продавать не лом, а полуфабрикаты. Вот Андрей Константинович принёс в Думу предложение, говорит: давайте на полуфабрикаты... Но почему-то только про медь он сказал — ну, справедливый вопрос был задан, есть же ещё алюминий... Кстати, с чёрными металлами такая же история: когда, например, лом используется не на переплавку, а просто режется на заготовки и используется как полуфабрикат — там такая же история, предприятия, которые покупают лом, но не в переплавку, а для резки дальнейшей и используют его как полуфабрикат, потом опять в эту ситуацию попадают.
Поэтому что я хочу сказать? Что этот законопроект надо поддерживать, мы его поддерживаем, но и дальше, конечно же, этот механизм нужно распространять на все другие виды полуфабрикатов, не только на медный лом, но и на алюминиевый и на любой чёрный лом. Вот, собственно говоря, всё.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представители президента? Правительства? Нет. Докладчик — заключительное слово? Нет. Содокладчик?
Ануфриевой включите микрофон.
Ануфриева О. Н. Уважаемые коллеги, конечно же, законопроект направлен на обеление отрасли переработки медного лома и повышение эффективности взимания НДС. Просто хотелось бы для ясности уточнить немножечко то, что сказал Валерий Карлович. В данном случае у нас речь не об освобождении от НДС. У нас институт налогового агентирования предполагает уплату НДС с операции реализации самим покупателем, а не продавцом, как по общему правилу, и этот же покупатель потом уплаченный самостоятельно налог себе ставит к вычету. Вот это единственное уточнение, которое хотелось сделать.
А так, законопроект, естественно, комитет поддерживает.
И от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" скажу, что фракция тоже будет поддерживать.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 10.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 38 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 334 чел. 74,2 %
Проголосовало против 1 чел. 0,2 %
Воздержалось 2 чел. 0,4 %
Голосовало 337 чел.
Не голосовало 113 чел. 25,1 %
Результат: принято
Принят в первом чтении.