Цена Cash Seller & Settlement в долларах США за тонну на
Цена за тонну в долларах США за 2 квартал 2025
Кремний технический | 1 845.00 |
Марганец технический | 1 650.00 |
Литейный алюминиевый лом - Европа с доставкой | 1 335.00 |
Интервью директора Совета
В только что вышедшем в свет втором номере межотраслевого информационно-аналитического журнала "ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ" за 2005 год (страницы 24-27) опубликовано интервью директора Совета промышленных предприятий вторичной цветной металлургии Владимира Ворожцова "Хартия направляет усилия на максимально эффективное использование вторичных ресурсов". Приводим полный текст интервью:
В августе 2000 года представители шести основных предприятий-производителей вторичного алюминия собрались в Москве для обсуждения ситуации, сложившейся на вторичном алюминиевом рынке в связи с активизацией деятельности недобросовестных экспортеров алюминиевой продукции, и выработки политики совместных действий. Было принято решение об объединении ведущих производителей вторичных алюминиевых сплавов в некоммерческое партнерство, которое окончательно оформилось в октябре 2000 года. В феврале 2005 года на внеочередном общем собрании Совета промышленных предприятий вторичной цветной металлургии была утверждена Хартия предприятий вторичной цветной металлургии, включающая в себя свод правил, которые добровольно возложили на себя предприятия, ее подписавшие. Мы попросили прокомментировать этот документ руководителя дирекции Совета Владимира Петровича Ворожцова, а заодно более подробно остановиться на деятельности самого Совета.
В Хартии и Стратегических задачах Партнерства, которые можно прочитать на сайте Совета www.metalunion.ru, фактически изложена программа декриминализации сферы оборота металлического лома и его переработки, - поясняет Владимир Петрович. - Усилиями экспертов Совета мы внимательно проанализировали ситуацию в отрасли и пришли к однозначному выводу, что нашу работу необходимо выстраивать по трем основным направлениям. С одной стороны, это система экономических мер, а именно - изменение налогового законодательства в сфере оборота лома цветных металлов и его переработки, прежде всего - решение проблемы уплаты НДС. Второе - совершенствование вопросов таможенного регулирования при экспорте и импорте металлического лома и продукции из него. Третье - выстраивание системы взаимоотношений между сборщиками и переработчиками лома. Это те направления, которые позволят решить проблемы "не надевая наручники" на тех людей, которые в силу объективных причин, скажем, низкого уровня жизни, сложной социальной ситуации в регионе, идут на то, чтобы заниматься хищением цветных металлов. Мы стремимся создать условия, когда это делать будет просто невозможно, так же как и покупать лом криминального происхождения. В этом и состоит наша задача, и в ней, безусловно, заинтересовано и государство, потому что в ряде регионов массовое хищение металлического лома дестабилизирует ситуацию. Когда, например, из-за хищения металлов происходит отключение электрической энергии, соответственно растет и тревога общественности. Но самое интересное, что в криминализации ни в коей мере не заинтересованы и сборщики металлического лома, и переработчики. Сегодня, за исключением отдельных групп чисто криминальных элементов, все основные игроки этого рынка заинтересованы в том, чтобы система взаимоотношений строилась эффективно и экономически обеспечивала защиту как производителей, так и национальных интересов нашего государства. Поэтому задача Совета - механизмами корпоративного взаимодействия совместно с органами исполнительной и представительной власти выстроить такую систему мер, которая бы обеспечивала оптимальное функционирование этой сферы и ее реальную, экономически обоснованную декриминализацию. Это основная идея. Причем не заинтересованных в ее достижении социально значимых сил мы не видим. Мы сталкиваемся сегодня с многочисленными обращениями общественности, которые нередко идут по проторенному пути запретов, составляют, скажем, перечень материалов, которые можно принимать и которые нельзя принимать. Казалось бы, идеи-то благие, а они еще более криминализируют эту сферу, еще более усложняют работу, а на самом деле свои задачи не выполняют. Ситуация очень интересная. Российская Федерация всецело заинтересована в максимально эффективном использовании вторичных ресурсов, как с технологической и экономической, так и с экологической точки зрения, потому что неиспользованные вторичные ресурсы превращаются просто в разлагающиеся объекты, которые наносят серьезный ущерб природе, но фактически - это огромные материальные ресурсы, которые страна попросту теряет.
Почему же так получается, что государство "всецело заинтересовано", а воз, как говорят, и ныне там. Выходит, что есть и такие силы, которые против этого?
Дело не в силах, а в том, что данная сфера имеет специфические особенности функционирования и нельзя подходить к ним с общим аршином. И если данный налог установлен для той или иной сферы, то это не значит, что таким же образом он должен взиматься и в сфере, скажем, оборота вторичных ресурсов. Почему? Здесь своя специфика. И тут вопрос состоит в организации того же налогового администрирования, а именно - в выявлении тех ключевых точек, где выстраивание отношений позволит полностью выправить ситуацию в сфере. Ведь бесполезно бегать за каждым отдельным расхитителем вторичных ресурсов. Это нередко несчастный по жизни, хронически пьющий человек, которого никакими уговорами не остановишь, и оттого, что его на год посадишь, лучше не будет. Он же через год выйдет и займется тем же самым. Поэтому необходимо создать условия, когда его криминальная деятельность будет экономически неэффективна, а его труд, возможно, надо применить на то, чтобы он стал участником производства, был бы включен в легитимную профессиональную деятельность по разделке вышедших из оборота основных фондов.
Получается, что можно работать и в нормальных условиях на благо государства и в рамках закона? Да и работы, кстати, непочатый край…
Да, работы очень много. Важно те же самые реальные усилия направить на максимально эффективное использование ресурсов. А вот для этого нужны вложения, для этого нужна определенная организация, нужны усилия местных органов власти, которые бы не хватали за руку, а организовывали бы работу. Если это удастся сделать, тогда одновременно будут решены две задачи: с одной стороны, максимально эффективно начнут использоваться вторичные ресурсы, и с другой, будет полностью пресечена незаконная деятельность. Если обратиться к международной практике, то я хотел бы подчеркнуть, что в Европе и США налицо благополучная ситуация с оборотом вторичных металлов, в частности тех же цветных металлов, не потому, что там намного лучше работает полиция или почему-то все вдруг стали законопослушными гражданами. На самом деле и там достаточно криминальных элементов, которые при иной ситуации, думаю, с еще большим успехом расхищали бы цветные металлы. Но экономически и организационно-технически система выстроена таким образом, что она не позволяет лому криминального происхождения вступить в эту цепочку первичной обработки, сортировки, переработки и т.д. Лом криминального происхождения объективно не востребован, а раз он не востребован, то те же самые наркоманы и алкоголики, которых достаточно и на так называемом развитом Западе, просто этим и не занимаются.
Конечно, можно все красиво оформить на бумаге, но перейдем, как говорится, от слов к делу. Какие практические шаги вами предпринимаются в последнее время для выполнения обозначенных выше задач?
Советом осуществлен целый комплекс мер, в частности, разработаны предложения по совершенствованию налогового законодательства, прежде всего в вопросах уплаты НДС в сфере оборота лома цветных металлов. Совет также выступил со своими предложениями по совершенствованию таможенной политики. Речь идет о сохранении защитных пошлин на экспорт лома цветных металлов, а также о снятии ряда пошлин, которые, на наш взгляд, фактически наносят ущерб экономическим интересам Российской Федерации. В частности, нам никто не смог объяснить, зачем, вводя 50-процентную экспортную пошлину на лом цветных металлов, Российская Федерация сохраняет 10-ти процентную пошлину на импорт металлического лома. Страна как раз заинтересована в том, чтобы металлический лом попадал к нам, перерабатывался и давал соответствующий результат, тем более что имеющиеся у нас мощности позволяют перерабатывать гораздо большие объемы, чем сегодня дает российское ломообразование. Страны Восточной Европы и ряд других государств готовы перерабатывать лом у нас, потому что очень многие технологические комплексы России способны сделать это на очень высоком уровне, лучше, чем на многих зарубежных производствах.
Совет выступил и с комплексом предложений по совершенствованию системы лицензирования оборота лома цветных металлов. Нами выявлены юридические противоречия и несоответствия между нормативными документами, регулирующими сферу сбора и переработки металлического лома. А этими нестыковками и пользуется целый ряд недобросовестных граждан, в первую очередь тот, кто из этого извлекает незаконную выгоду. Следующее направление деятельности - формирование системы внутрикорпоративных взаимоотношений. Совет очень жестко относится к тем предприятиям, которые нарушают требования Хартии, вплоть до приостановки их членства в Совете. Мы информируем общественность по выявленным нарушениям на тех предприятиях, которые реально занимаются завышением экспортных цен, активно противодействуем экспорту «псевдоизделий» и другим действиям, которые наносят ущерб экономической безопасности Российской Федерации.
Теперь, если можно, несколько слов непосредственно о Совете, о его структуре, членах, проводимой работе.
В Совет вошли те предприятия, которые еще пять лет назад поняли, что крупное эффективно работающее производство заинтересовано, прежде всего, в нормальной прозрачной системе взаимоотношений. Именно предприятия-производители первыми сталкиваются с негативными явлениями. Совет и создавался для того, чтобы обеспечить условия для эффективной и прозрачной работы. На сегодня в него входят 15 членов, занимающих более 60 % данного сегмента рынка. Это крупнейшие переработчики лома цветных металлов. Они расположены в центральной России, в Южном, Приволжском, и Уральском федеральных округах. Высшим органом является собрание, которое собирается не реже двух раз в год. Существует Совет партнерства, куда входят шесть ведущих предприятий и дирекция.
Как бы вы прокомментировали следующий пункт хартии: не использовать в отношении друг друга угроз, давления, информационного шантажа?
В отношении членов партнерства у нас ничего подобного нет. Но этот пункт, безусловно, обращен к тем предприятиям, которые не являются членами Совета, и мы надеемся, что их взаимоотношения на рынке будут строиться в соответствии с требованиями законодательства и общечеловеческой этики. В то же время Совет сталкивался и с фактами угроз, шантажа со стороны предприятий, которые совершали правонарушения, действовали явно противозаконно.
Законотворческая деятельность, как известно, подразумевает соответствующую активную работу в различных общественных и экспертных советах, образованных при комитетах Госдумы и т.д. Что вы предпринимаете в этом направлении?
Совет очень тесно взаимодействует с профильными комитетами Государственной думы, является участником многих заседаний, круглых столов, экспертных групп, принимал участие в разработке ряда законопроектов, связанных и с оборотом цветных металлов, и вторичных ресурсов вообще, а также с вопросами технического регулирования, налогообложения, лицензирования. Тут работы очень много. Важная задача - довести свою позицию до широкой общественности, потому что зачастую очень многие представители общественности не в полном объеме представляют весь спектр данных проблем и нередко пытаются воспроизвести рецепты, которые не оправдали себя на протяжении предшествующего периода, причем эти рецепты чаще всего запретительные. А механические запреты ни в одной сфере, а тем более в нашей, не приводили к позитивным результатам.