Цена Cash Seller & Settlement в долларах США за тонну на
Цена за тонну в долларах США за 4 квартал 2024
Кремний технический | 1 845.00 |
Марганец технический | 1 650.00 |
Литейный алюминиевый лом - Европа с доставкой | 1 335.00 |
Аналитическая информация
СПРАВКА
о вторичной алюминиевой промышленности России.
г. Москва 07.02.2023 г.
1. Сырьевая база.
В отличие от других цветных металлов, алюминий вторичный и его сплавы (далее – вторичный алюминий) для литья и раскисления в настоящее время производится в России практически полностью из лома и отходов алюминия и его сплавов (далее – алюминиевый лом) с добавлением легирующих компонентов. При производстве слитков для изготовления полуфабрикатов методом экструзии могут в тех или иных пропорциях использоваться лом и первичный алюминий.
Заготовку алюминиевого лома в России до 2022 г. осуществляли более 11,2 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и/или цветных металлов. Большую роль в заготовке лома в России играют также нелегальные заготовители, не имеющие лицензий.
Многие из лицензиатов имеют не один, а несколько заготовительных пунктов, которые действуют с использованием одной и той же лицензии. Есть и такие лица, которые владеют целыми сетями по несколько десятков, и даже сотен заготовительных пунктов. При этом подавляющее большинство заготовителей (не менее 80 %) занимается заготовкой лома всех видов черных и цветных металлов одновременно.
В связи с этим проблемы, которые возникли в сфере заготовки и реализации лома черных металлов в 2022 году, крайне негативно повлияли в том числе и на заготовку алюминиевого лома. Во 2-м и 3-м кварталах 2022 г. объемы заготовки алюминиевого лома в России упали на 65 – 70 % по сравнению с обычным уровнем в предыдущие годы. По оценкам Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» итоговое падение заготовки всех видов лома в России за 2022 г. составило около 32,6 % по сравнению с 2021 г., и до 20 % ломозаготовительных предприятий из-за понесенных убытков вынуждены были сократить персонал и прекратить свою деятельность.
При этом следует отметить, что процент заготавливаемости алюминиевого лома и в лучшие годы едва достигал 52 % от объемов его образования, а в 2022 году снизился до 29 %.
Наш собственный анализ, основанный на фактических объемах экспорта вторичного алюминия из России и его потребления на внутреннем рынке, также показывает существенное падение заготовки алюминиевого лома. Так, за 2021 год на экспорт было отгружено 226,9 тыс. тонн вторичных алюминиевых сплавов, а в 2022 году этот показатель составил лишь 115,4 тыс. тонн. Т.о. падение экспорта вторичного алюминия составило почти 50 %. Реальное падение заготовки лома еще больше, так как потребление литейных сплавов на внутреннем рынке для нужд автопрома упало не на 50 %, а на две трети: по данным Росстата за 2022 г. производство легковых автомобилей в России снизилось на 67 % по сравнению с 2021 г. Не внушает оптимизма и динамика объемов экспорта вторичного алюминия по месяцам в течение 2022 г. (см. диаграмму).
Примечания: 1. Пониженный объем экспорта в первые месяцы года связан с влиянием сезонного фактора на заготовку лома. 2. Данные за 2020 и 2021 гг. не включены в расчет среднемесячных объемов экспорта вторичного алюминия в связи с тем, что в эти годы были серьезные колебания из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, а также из-за введения и последующей отмены вывозных пошлин на алюминиевые сплавы.
При этом следует отметить, что главным лимитирующим фактором при экспорте вторичного алюминия в 2022 году был не поиск новых рынков сбыта в связи с отказом традиционных потребителей от российской продукции, а именно объемы заготовки лома. Так, в мае – июне продолжалось выполнение ранее заключенных контрактов, однако объем экспорта резко упал.
Прогноз восстановления ломозаготовительной отрасли в России до уровня 2021 года по оценкам Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» – не ранее 2029 – 2030 года.
Следует отметить, что значительная часть образовавшегося, но не заготовленного в текущем периоде лома, теряется безвозвратно за счет окисления и других факторов, и в большинстве случаев не может быть заготовлена в последующие периоды. Это доказывает опыт Казахстана, где заготовка черного лома упала в разы после введения запрета на его экспорт, и не восстановилась после отмены запрета. Показателен также опыт Украины, где в течение одного года объемы заготовки алюминиевого лома без видимых причин сократились в 2 раза, и не восстановились в последующие годы.
В качестве примера можно также рассмотреть падение заготовки алюминиевого лома в России во время кризиса 2008 – 2009 гг. Так, за 2008 год падение объемов заготовки алюминиевого лома составило 16,8 % по сравнению с предыдущим годом. А в дальнейшем произошло временное повышение заготовки только на 2 % к уровню 2008 г. Восстановления объемов заготовки до уровня 2007 г. так до настоящего времени и не произошло.
Экспорт алюминиевого лома из России практически отсутствует (менее 1 тыс. тонн за 2021 год). Этим подтверждаются высокие потребности российской вторичной алюминиевой промышленности в сырье.
Импорт алюминиевого лома с 2014 до 2021 г. вырос в 10 раз. За 2021 год в Россию ввезено около 76 тыс. тонн алюминиевого лома, что составило 10,2 % от общего объема потребления. В том числе 19,2 тыс. тонн было ввезено из стран – членов ЕАЭС, остальное – из дальнего зарубежья. Однако этот рост в последние несколько лет был обусловлен в основном импортом алюминиевого лома из дальнего зарубежья, который перерабатывался по толлинговой схеме заводом ООО «Анкувер» (Владивосток). В связи с отказом ведущих перевозчиков предоставлять сервис и контейнера для таких поставок этот бизнес компании ООО «Анкувер» прекратил существование с середины 2022 г., и стал вообще невозможен даже в долгосрочной перспективе.
В 2022 г. импорт алюминиевого лома резко сократился также в связи с запретом Республики Казахстан на вывоз всеми видами транспорта, а также в связи с затруднением экономического взаимодействия с недружественными странами.
Таким образом, сырьевая база вторичной алюминиевой промышленности России за 2022 год катастрофически сократилась по причинам, не связанным друг с другом, но одновременно негативно влияющим на заготовку лома.
Утвержденная в конце 2022 г. Стратегия развития металлургической промышленности на период до 2030 года также не содержит реальных мер, направленных на повышение процента собираемости алюминиевого лома. Незначительные резервы имеются только в области собираемости лома алюминиевой упаковки (банки из-под напитков и аэрозольные баллоны), но реализация этого направления требует существенных государственных инвестиций.
Мы считаем, что наш анализ, основанный на сравнительной оценке объемов экспорта, отражает действительную картину по заготовке алюминиевого лома. Более того, объем ломозаготовки будет продолжать снижаться из-за потенциально возможного снижения реальных доходов населения, что неминуемо вызовет увеличение сроков службы товаров и изделий, содержащих в том числе алюминий.
2. Производители и мощности.
В России функционирует не менее 80 производителей вторичных литейных алюминиевых сплавов и раскислителей, которые работают только на ломе и не используют первичный алюминий. Точное количество таких предприятий не известно, поскольку некоторые из них не афишируют свою деятельность и не рекламируют свою продукцию. Есть предприятия, которые вообще не продают свои сплавы на рынке, а поставляют их, например, на производство контрафактных автозапчастей. Так, в Тюменской области официально функционирует только один производитель вторичного алюминия. Однако при прямых контактах с его руководством выяснилось, что в регионе у него имеется еще два конкурента, которые ранее не входили ни в какие списки производителей вторичного алюминия.
Металлургические мощности большинства предприятий отрасли незначительны. До 60 % всего вторичного алюминия, производимого в России, выпускает 15 предприятий. Остальной объем производят более 65 заводов, средние мощности которых не превышают 4 000 тонн в год. Международная практика показывает, что такие предприятия не способны быть экономически эффективными при соблюдении всех требований законодательства, однако в российских условиях они показывают высокий уровень устойчивости к кризисам за счет вовлечения в управление и работу предприятий их собственников и минимизации ими затрат, в том числе и за счет уклонения от выполнения требований законодательства.
Некоторые заготовители лома имеют небольшие плавильные мощности, которые они задействуют при благоприятной конъюнктуре рынков. При этом перечень таких предприятий постоянно меняется. Одни из них признаю́т, что производство вторичного алюминия сопряжено с существенными дополнительными расходами на обеспечение взрывобезопасности, охраны окружающей среды, согласование СЗЗ, точный анализ хим. состава готовой продукции и т.п., и прекращают эту деятельность. Однако другие ломозаготовители занимают их место, поскольку неадекватно оценивают сложности и дополнительные затраты, связанные с освоением металлургического производства. В некоторые годы за счет такой ротации списки производителей вторичного алюминия обновлялись на 10 – 12 %.
В результате, по нашим оценкам, в период с 2010 по 2021 гг. действующие металлургические мощности по производству вторичного алюминия в России превышали объемы заготовки алюминиевого лома в 3 раза. При этом часть мощностей законсервирована, но не требует большого времени и затрат на возобновление деятельности.
За 2022 год этот дисбаланс плавильных мощностей и объемов заготовки лома резко вырос. Тем не менее, полное прекращение функционирования предприятий – производителей вторичного алюминия с демонтажем оборудования и перепрофилированием встречается крайне редко, поскольку большинством средних и крупных компаний управляют их владельцы, которые занимаются этим бизнесом десятки лет и не имеют опыта в других сферах деятельности.
Все известные нам предприятия отрасли, которые специализируются на производстве вторичного алюминия, а не на заготовке лома (кроме АО «Челябвторцветмет»), напрямую управляются собственниками.
Помимо производителей литейных сплавов и раскислителей, на российском рынке функционируют более 30 производителей профиля и цилиндрических слитков для экструзии. Около 20 из них работают в основном на ломе.
Производители проката также используют вторичное сырьё в своей деятельности, однако в основном это собственные оборотные отходы, а также подготовительные сплавы, изготовленные производителями вторичного алюминия.
Эти две группы, в отличие от производителей литейных сплавов и раскислителей, производят продукцию с высокой добавленной стоимостью.
3. Конкуренция и соблюдение требований законодательства.
В связи с значительным превышением свободных металлургических мощностей по производству вторичного алюминия над объемами заготовки алюминиевого лома, ограниченностью этих объемов и невозможностью замены лома на рудное сырьё спрос на алюминиевый лом в России значительно превышает предложение. В результате цены реализации алюминиевого лома на российском рынке стремятся к максимально возможным значениям. Поскольку лом при производстве вторичного алюминия составляет 85 – 90 % от себестоимости продукции, рост цен на него приводит к минимизации рентабельности продаж.
Примечания к диаграмме: 1. Рентабельность продаж рассчитана по официальным финансовым показателям тридцати четырех основных предприятий отрасли, производящих более 80 % вторичного алюминия в России и специализирующихся на этой деятельности.
2. Средняя рентабельность продаж рассчитана как отношение суммы прибыли от продаж к сумме себестоимости продаж всех предприятий.
Как показывает диаграмма, средняя рентабельность продаж (до налогообложения) вторичного алюминия, произведенного в России, в результате конкуренции на рынке лома крайне низка. Соответственно рентабельность по чистой прибыли еще ниже. В таких условиях окупаемость инвестиций в создание новых металлургических мощностей по производству вторичного алюминия невозможна.
Такая ситуация связана в том числе с получением неконкурентных преимуществ некоторыми участниками рынка за счет невыполнения требований действующего законодательства и его несовершенства.
Так, например, до марта 2013 г. любые объекты, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов, относились к взрывопожароопасным, и их эксплуатация требовала наличия соответствующей лицензии у эксплуатирующей организации. Однако сейчас печи емкостью до 500 кг не подлежат включению в реестр опасных производственных объектов, и их эксплуатация не лицензируется, чем пользуются некоторые производители вторичного алюминия, чтобы избежать внимания контролирующих органов.
Кроме того, согласно действующим «Критериям отнесения предприятий к категориям по негативному воздействию на окружающую среду (НВОС)», предприятия – производители вторичного алюминия должны относиться либо к I категории (при установленных плавильных мощностях производительностью 20 тонн в сутки и более), либо ко II (при меньшей производительности по плавке металла). Однако ряд производителей вторичного алюминия внесены Реестр по более низким категориям, что дает им возможность неправомерно сократить затраты на мероприятия по контролю и сокращению выбросов вредных веществ.
Следует отметить, что некоторые объективные показатели функционирования рынков лома и изготовленных из него полуфабрикатов однозначно свидетельствуют о распространенности схем хищения НДС при производстве и реализации некоторых видов продукции. В таких условиях, когда отдельные участники рынка получают неконкурентные преимущества за счет необоснованной налоговой выгоды, добросовестные производители неминуемо будут нести убытки.
ВЫВОДЫ
Некоторый оптимизм, придает утвержденная в 2022 г. Правительством страны в рамках «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» норма, по которой в основных промышленных регионах страны с высокой степенью экологической опасности с 1-го января 2025 на всех металлургических предприятиях, по аналогии с предприятиями Европейского Союза, должны быть установлены постоянно действующие центры по контролю за выбросами, осуществляющие в режиме 24 х 7 автоматическую передачу данных о выбросах в региональные экологические центры. На большинстве предприятий нашей отрасли установлены пылеулавливающие сооружения, а не газоочистки, которые в нашей стране не производятся. Для большинства предприятий соответствующие инвестиции в экологическую безопасность станут невозможны из-за высокой стоимости такого оборудования, превышающей миллионы долларов даже в экономном варианте.
ОТЧЕТ
по результатам анализа статистических данных
об экспорте и импорте алюминиевого лома
за 2015 – 2018 г.
В соответствии с решением Общих собраний членов НП «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» в течение 2016 – 2018 г. Партнерство осуществляло мониторинг экспорта и импорта алюминиевого лома, а также изучало опыт предприятий по увеличению закупок сырья за рубежом.
В результате этой работы был выявлен ряд закономерностей в сфере экспорта и импорта алюминиевого лома, а также факторов, влияющих на осуществление данной деятельности.
1. Особое внимание было уделено выявлению вероятных попыток экспорта алюминиевого лома по заниженным ценам с целью минимизации сумм уплачиваемой таможенной пошлины после её снижения до 10 %, но не менее 76 евро за тонну с 1 сентября 2017 г. Однако таких фактов за истекший период не выявлено.
До 1 сентября 2017 г. алюминиевый лом за пределы ЕАЭС поставлялся эпизодически в количествах не более 1 контейнера в квартал.
Объемы экспорта лома в дальнее зарубежье после 1 сентября 2017 года несколько выросли, однако по-прежнему остаются несущественными и не превышают 0,05 % от общего объема заготовки алюминиевого лома и отходов в России. В течение 2018 г. экспортные поставки алюминиевого лома в дальнее зарубежье осуществлялись только в Польшу и только предприятиями Калининградской области в количестве 70 – 80 тонн в квартал.
2. Экспорт алюминиевого лома в страны – члены ЕАЭС осуществляется регулярно, но также в небольших объемах, не превышающих 0,2 % от общего объема заготовки. В основном вторичное алюминиевое сырьё поставляется в Беларусь и в Армению. При этом в 2015 году имел место всплеск поставок отходов с предприятий ОК «РУСАЛ» на завод «Арменал», в результате чего в 3-м квартале 2015 г. экспорт достиг 0,3 % от объема заготовки. В 2018 г. экспорт алюминиевого лома осуществлялся в основном в Беларусь и составил около 1090 тонн (менее 0,2 % от общего объема заготовки)
3. Данные формы 14-МЕТ(лом) утверждают, что в 2015 и 2016 гг. осуществлялись значительные поставки алюминиевого лома из Омской области в Республику Казахстан, а также из Ростовской области в какую-то из стран Таможенного союза. Точно страну назначения установить не представляется возможным в связи с тем, что при поставках внутри ЕАЭС оформляются только статистические декларации, требования к которым не столь строгие, как при поставках в дальнее зарубежье. По данным статистики 14-МЕТ(лом) в 2015 г. из Ростовской области было экспортировано 3 760 тонн, а из Омской области – 10 765 тонн. В 2016 г. – 6 944 т. и 16 873 т. соответственно. Однако в данных таможенной статистики эта информация отсутствует.
Учет трансграничных поставок товаров внутри ЕАЭС осуществляется по статистическим декларациям, представление которых в таможенные органы обязательно, но невыполнение этого требования не влечет каких-либо существенных последствий. В связи с этим можно было бы предположить, что вышеуказанные поставки действительно осуществлялись, однако статистические декларации по каким-то причинам не были оформлены их участниками. Для уточнения данного вопроса были проведены консультации с представителями группы компанией «Металлокасса» – крупного оператора рынка лома в Омской области. Однако они заявили, что никаких признаков экспорта алюминиевого лома из Омской области в Казахстан не наблюдается.
В связи с этим можно предположить, что поставки алюминиевого лома в Казахстан оформлялись только по документам с целью получения каких-либо преференций, а физических перевозок вторичного сырья в этом направлении не осуществлялось. Это предположение подтверждается и тем фактом, что из Республики Казахстан на российские предприятия поставляются значительные объемы алюминиевого лома и отходов, что трудно было бы объяснить в свете сравнимых поставок этого же товара во встречном направлении.
4. Объемы импорта алюминиевого лома в последнее время демонстрируют тенденцию к росту. Если в 2015 году импорт не превышал 3 % от общего объема заготовки сырья в России, то к концу 2017 – началу 2018 г. он достиг 8 %.
При этом возросла доля импорта из дальнего зарубежья: если в 2015 г. она составляла 8 – 10 % от общего объема ввозимого в Россию лома, то по итогам 2018 г. выросла до 37,5 %.
5. Импорт алюминиевого лома в Россию внутри ЕАЭС осуществляется в основном из Киргизии и Казахстана.
Обращает на себя внимание резкий (практически в 2 раза) рост объемов ввоза данного сырья в период со 2-го по 4-й кварталы 2017 г. Этот рост был обусловлен импортом из Республики Казахстан в Московский регион по завышенным ценам – от 5 600 до 6 000 долларов США за тонну. Поскольку цены при указанных закупках явно неадекватные, можно предположить, что фактически ввозился другой товар, или данные поставки использовались для извлечения необоснованной налоговой выгоды казахскими поставщиками. При этом российские покупатели в соответствии с решениями Верховного суда не обязаны были уплачивать НДС при ввозе лома из других стран ЕАЭС.
Резкий рост объемов импорта лома из стран ЕАЭС в период со 2-го по 4-й кварталы 2017 г. обусловлен именно этими поставками по завышенным ценам.
В 2018 г. импорт товара по коду ТН ВЭД 7602 по ценам около 6 000 долл./т из Казахстана прекратился, и объемы импорта из стран ЕАЭС снизились.
Вторичное алюминиевое сырьё в Казахстане и Киргизии закупают разные производители вторичного алюминия. При этом в разные периоды основные направления поставок из указанных стран меняются. Каких-либо преимуществ в объемах поставок у тех регионов, которые граничат с Казахстаном, не наблюдается.
Обращает на себя внимание тот факт, что в первом полугодии 2018 г. импорт алюминиевого лома из Казахстана ежемесячно превышал показатели соответствующего периода предыдущего года (без учета объемов поставки по завышенным ценам) в среднем почти на 30 %. Однако с июля соотношение изменилось в обратную сторону в среднем до минус 7 %. А после вступления в силу совместного приказа Казахстанских министерств об ограничении вывоза лома черных и цветных металлов автотранспортом в декабре 2018 г. импорт алюминиевого лома в Россию рухнул в 14 раз по сравнению с ноябрем. Таким образом, решение органов власти Республики Казахстан оказало крайне негативное влияние на объемы закупки сырья российскими производителями вторичного алюминия.
В связи с этим Партнерство направило письма в Минпромторг и Минэкономразвития России с предложением проверить законность таких действий Казахстанской стороны и вынести вопрос об их отмене на уровне ЕЭК.
6. Как уже отмечалось, импорт алюминиевого лома из дальнего зарубежья в последние годы вырос более чем в 10 раз:
Ввозная пошлина на алюминиевый лом была отменена по предложению нашего Партнерства еще в 2007 году
Однако ввозом лома из-за границ ЕАЭС в России до недавнего времени занималась единственная компания – АО «Анкувер» (Владивосток). Она в полной мере использует свои преимущества в логистике, которые позволяют ей закупать сырьё за рубежом с минимальными (по сравнению с другими предприятиями отрасли) транспортными расходами. В то же время расширение объемов закупки лома в России для этой компании приводит к существенному росту транспортных расходов, поскольку она находится далеко от основных регионов образования вторичного сырья (Московский регион, Поволжье, Урал). Сочетание этих факторов способствует тому, что для увеличения объемов производства продукции АО «Анкувер» предпочитает наращивать закупки сырья за рубежом.
Ряд других компаний также рассматривают возможности импорта лома, однако из-за транспортных расходов такие операции, по-видимому, до сих пор не представляли интереса. Однако в 4-м квартале 2018 г. помимо АО «Анкувер» лом в дальнем зарубежье закупала также компания ООО «Металлком» из Смоленска. Закупки осуществлялись в Финляндии. Всего импортировано две партии по одному контейнеру в октябре и декабре 2018 г. По одной из партий таможня осуществила корректировку таможенной стоимости, хотя смысла в таких действиях не видно, поскольку ввозная таможенная пошлина на алюминиевый лом отсутствует.
АО «Анкувер» закупает лом в Японии, Гонконге, США, Сингапуре, на Тайване. В отдельные периоды закупки осуществлялись также в Канаде, Великобритании, Нидерландах. При этом ввозится в основном дробленый лом типа ZORBA. Компания пыталась также закупать не дробленый литейный лом, однако при этом возникли проблемы с таможней. Таможенники заподозрили, что под видом такого лома могут беспошлинно ввозиться автомобильные запчасти. В связи с тем, что при поставках литейного лома приходилось заказывать экспертизы на предмет непригодности деталей для дальнейшего использования, в процессе проведения которых груз оставался не растаможенным, от таких закупок пришлось отказаться.
В настоящее время между Китаем и США идет «торговая война», затрагивающая в том числе поставки алюминиевого лома в Китай. Действия Китая по ограничению таких поставок связаны в том числе с резким ужесточением экологических требований в Китае. Однако, по информации АО «Анкувер», пока эти действия не создали условий для роста импорта данного сырья в Россию, что подтверждает также статистика за 3-й и 4-й кварталы 2018 г.
Порядок применения новых положений НК РФ,
возлагающих обязанности налоговых агентов
на покупателей лома и вторичного алюминия.
27 ноября 2017 г. подписан и опубликован Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этим законом реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 переведена в облагаемые НДС операции.
Одновременно вводится особый порядок уплаты НДС в отношении лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных (далее Агентируемый товар), при котором НДС исчисляется и уплачивается не продавцом, а покупателем – налоговым агентом. Покупатели Агентируемого товара обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующие суммы налога. Это требование распространяется также на покупателей, не являющихся плательщиками НДС, кроме физических лиц. При покупке Агентируемого товара у неплательщиков НДС, или освобожденных от НДС лиц, налог не исчисляется и не уплачивается. В этом случае продавец в договоре, первичном учетном документе указывает – «Без налога «НДС» и несет ответственность за достоверность данных сведений. Если сведения указаны недостоверно, НДС со всего оборота уплачивается в бюджет данным продавцом.
Норма закона о том, что налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, не означает уплату покупателями в бюджет суммы налога со всей стоимости приобретенного товара. В статью 173 НК РФ внесен новый пункт 4.1, согласно которому суммы исчисленного налоговым агентом НДС принимаются к вычету в том же налоговом периоде. Т.е. в общем случае никому из участников цепочки заготовки и реализации лома и отходов уплачивать налог в бюджет не нужно. Это подтверждает комментарий Федеральной налоговой службы России, размещенный на ее официальном сайте по адресу:
https://www.nalog.ru/rn59/news/tax_doc_news/7101064/
Исключение составляют:
– приобретение товара у налогоплательщиков лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика (освобождение по статье 145 НК РФ, УСН и т.п.);
– восстановление налога при использовании товара в операциях, не облагаемых налогом;
– несвоевременное поступление счетов-фактур;
– использование товара для экспортных операций.
При несвоевременном поступлении счетов-фактур или использовании товара для экспортных операций уплаченный налог в дальнейшем возмещается.
Статью 166 НК РФ дополнили пунктом 3.1, который устанавливает:
При реализации Агентируемого товара исчисляют налоговую базу:
– продавцы – при экспорте и при реализации товара физическим лицам, не являющимся ИП;
– покупатели – во всех остальных случаях, за исключением приобретения товара у неплательщиков НДС, или освобожденных от НДС лиц.
Норма закона о том, что продавцы, реализующие товар внутри страны, не исчисляют НДС, конфликтует со следующими положениями:
– пункт 1 статьи 171 НК РФ: «Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
– пункт 1 статьи 173 НК РФ: «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.»
Возможно толкование перечисленных положений закона как запрет для продавцов Агентируемого товара на внутреннем рынке принимать к вычету суммы налога, предъявленные им поставщиками товаров (работ, услуг), которые не относятся к Агентируемым товарам. Нет исчисляемого налога – нет и вычетов. По этому пункту направлен запрос в Минфин России с просьбой разъяснить применение указанных положений НК РФ.
Момент определения налоговой базы для операций по приобретению Агентируемого товара – это наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Участники рынка столкнутся со следующей проблемой: количество и стоимость лома и отходов обычно определяется при приемке товара на складе покупателя. Правильно исчислить налог в момент отгрузки практически невозможно. Очевидно, счет-фактуру придется выставлять дважды: при отгрузке – первичный счет-фактура, после фактической приемки товара – корректировочный счет-фактура. Документооборот усложняется, однако законом отдельно предусмотрено право налогового агента принимать к вычету налог на основании корректировочного счета-фактуры.
Также необходимо выставлять счета-фактуры на авансы.
Сумма НДС по Агентируемым товарам продавцом к оплате покупателю не предъявляется. Исключение – экспорт и продажа товара физическим лицам. Налогообложение данных операций производится в общем порядке по ставкам 0% и 18% соответственно. Продавцы Агентируемого товара, являющиеся плательщиками НДС, при отгрузке выставляют покупателю счет-фактуру (корректировочный счет-фактуру), который составляется без учета НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
Данный счет-фактура выставляется также при получении авансов в счет планируемой поставки Агентируемых товаров.
Счета-фактуры (в том числе корректировочные) являются основанием для принятия исчисленного НДС к вычету.
Установленные НК РФ требования к порядку составления счетов-фактур распространяются и на счета-фактуры, НДС по которым исчисляется налоговым агентом.
Налоговые агенты по Агентируемым товарам принимают к вычету суммы исчисленного НДС. Т.е. для применения вычетов факт уплаты налога не требуется. (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Вычеты НДС, исчисленного налоговым агентом, при возврате товара или возврате авансового платежа за товар применяются в общем порядке.
Вычеты НДС, исчисленного налоговым агентом с авансов и предоплат, применяются в общем порядке.
Вычет НДС при корректировке стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения также применяется.
Пункт 4.1. статьи 173 НК РФ определяет порядок расчета суммы налога, которую уплачивает налоговый агент. Сумма исчисленного налога уменьшается на суммы вычетов, в том числе предусмотренных п. 3 ст. 171 НК РФ в новой редакции. Т.е. сумма исчисленного налога уменьшается также на сумму исчисленного налога, и уплачивать в бюджет в общем случае ничего не нужно. Такой порядок действует по всей цепочке заготовки и перепродажи лома и отходов, а также производства и реализации вторичного алюминия до тех пор, пока из этих товаров не будет произведена продукция, не включенная в список Агентируемых товаров.
Так как вычеты исчисленного налога предоставляются на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком товара, при отсутствии документов (например, при несвоевременном поступлении счетов-фактур в конце налогового периода) возникает необходимость уплаты налога в бюджет.
Для экспортеров Агентируемых товаров предусмотрен специальный порядок применения вычетов. Их применение возможно на момент, когда будет собран пакет документов, подтверждающих экспорт. Т.е. экспортеры должны уплачивать налог в части товара, приобретаемого для реализации на экспорт, или для производства продукции, предназначенной для реализации на экспорт, экспорт которого не подтвержден. В дальнейшем, при подтверждении экспорта, НДС принимается к вычету.
Однако в связи с этим возникает вопрос: в последующих налоговых периодах, когда появятся необходимые документы и возникнет право на налоговые вычеты, как реализовать эти вычеты? Если на основании п. 4.1 статьи 173 НК РФ уменьшить исчисленные за текущий налоговый период суммы налога на вычеты сумм налога, исчисленных за предыдущие налоговые периоды, может получиться превышение вычетов над суммами исчисленного налога. Требуется уточнить будет ли производиться возмещение налога в данном случае, и если будет, то в каком порядке. Применимы ли положения пункта 2 статьи 173 НК РФ (общий порядок уплаты и возмещения налога) к пункту 4.1. статьи 173 НК РФ. По данному вопросу также направлен запрос в Минфин.